МБДОУ"Детский сад №13" г.Новозыбкова

Письмо МинОбра 2018 года

Письмо МинОбра 2018 года, подтверждающее согласование позиции системы образования с системой здравоохранения - с СанПинами-2013 о наполняемости дошкольных групп с детьми, имеющими ОВЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ПИСЬМО 
от 16 марта 2018 г. N 08-581 
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ 
Во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях, в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере образования. 
Директор Департамента 
А.Е. ПЕТРОВ 

Приложение 
УТВЕРЖДАЮ 
Заместитель Министра образования 
и науки Российской Федерации 
Т.Ю. СИНЮГИНА 
20 марта 2018 г. N ТС-39/08вн 

Определение социальных норм и нормативов для образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования 

1. По пункту "Норматив числа мест в дошкольных образовательных организациях раздела "Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях" следует применять санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564) (далее - СанПиН), а также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 (далее - Приказ N 1014). Пунктом 1.9 СанПиН установлено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. 
Пунктом 1.11 установлено рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать: 
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей; 
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей; 
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; 
для слабослышащих детей - 6 и 8 детей; 
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; 
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей; 
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей; 
для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей; 
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей; 
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей; 
для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей; 
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп; 
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей. 
Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. 
Пунктом 1.12 СанПиН установлено, что в дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. 
Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности: 
а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; 
б) старше 3 лет: 
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом; 
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; 
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития. 
В настоящее время в Приказ N 1014 вносятся соответствующие изменения. 
Указанные нормативы распространяются на все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования. 
Терминологию следует привести в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 
2. По пункту "Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных учреждений для городского строительства" раздела "Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений" необходимо руководствоваться Сводом правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр. 

Определение социальных норм и нормативов для образовательных организаций, реализующих программы общего образования 
1. По пункту "Наполняемость классов" раздела "Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях" следует обратить внимание, что на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) внесены изменения. Согласно принятым изменениям из СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендательная норма, устанавливающая предельную наполняемость классов общеобразовательных организаций в 25 человек, исключена. 
Согласно пункту 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. 
В соответствии с пунктом 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10 в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. 
В настоящее время Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России ведется работа по внесению изменений в приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" и "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - Порядки 1014 и 1015) в том числе в части определения предельной наполняемости отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и при получении ими образования совместно с другими обучающимися для внесения соответствующих изменений в Порядки 1014 и 1015. 
2. По пункту "Нормативы удельных показателей общей площади зданий общеобразовательных учреждений" необходимо руководствоваться пунктами раздела III СанПиН 2.4.2.2821-10 "Требования к территории общеобразовательных организаций". 
При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе. 
Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72). 
В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 - 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты. 
В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 м2 на одного ребенка. 
Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета (в редакции изменений N 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81): 
не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; 
не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. 
При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).

29 марта 2019 в 22:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.