МБДОУ"Детский сад №13" г.Новозыбкова

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завер­шения обследования. Проводится ежедневно до 1июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

 

1-й этап. Подготовительный

Задача тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специ­альных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной до­статочности для постановки звуков;

 г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчи­ковой гимнастики;

д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и боль­ших затрат времени.

2-й этап. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранить дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетиче­ски чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). Постановка звуков в такой последовательности: Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

- свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3'];

- шипящий [Ш];

- сонор [Л];

- шипящий [Ж];

- соноры [Р], [Р'];

- шипящие [Ч], [Щ].

Способ постановки — смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Фут­бол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабан­щик», «Гармошка», «Пулемет»;

для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2) . Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):

•  [С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л"] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных (Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах);

•  [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со сте­чением согласных;

•  [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вы­рабатывать вибрацию.

3). Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепля­ется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объ­единяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4). Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5). Дифференциация звуков:

С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л.

 

 

6). Автоматизация звуков в спонтанной речи(в диалогической речи, в играх, развлече­ниях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)

 

3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового ана­лиза и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

 

4-й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

 

5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых зву­ков:

•  лексические и грамматические упражнения;

•  нормализация просодической стороны речи;

•  обучение рассказыванию.

29 марта 2019 в 23:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.